(1880–1890-е гг.) После 1860 г. нити европейского влияния в Китае оказались сосредоточены в руках Великобритании, Франции и России. Обеспечив свои торговые интересы, эти державы отказались от силового давления на Пекин в пользу более взвешенной и гибкой политики. Тем не менее, в конце XIX в. дряхлеющая Цинская империя вновь становится объектом колониальной экспансии [4, с. 92, 111]. Это было связано с настойчивыми попытками США, Германии и Японии начать передел сложившегося порядка. Для достижения поставленных целей традиционные лидеры и молодые игроки использовались различные методы, одним из которых стала «дипломатия канонерок», т.е. демонстрация военно-морской мощи в водах Китая. Флот во все времена был главным средством приобретения и защиты заморских владений. Даже при наличии баз комплектование и содержание крупных военно-морских группировок на значительном расстоянии от метрополий требовало колоссальных средств. В связи с этим в конце XIX в. возник спрос на небольшие военные суда, сочетающие сильное артиллерийское вооружение с высокой автономностью – мореходные канонерские лодки. Интересно, что начало массового использования кораблей этого класса в интересах азиатской политики было непосредственно связано именно с Китаем. Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, Цинская империя на протяжении более чем 10 лет была не только объектом, но и субъектом «дипломатии канонерок».
Во второй половине XIX в., под влиянием унизительных поражений от сил Запада и тайпинских повстанцев, пекинский двор окончательно осознал необходимость создания современного флота. Решение такой масштабной задачи требовало средств, которых в оскудевшей имперской казне не было. К тому же, в Китае того времени отсутствовал орган, ведавший морскими делами в общегосударственном масштабе. В результате дело оказалось фактически отдано на откуп наместникам самых богатых регионов страны. К таковым относились южнокитайские провинции Гуандун и Гуанси (сокращенно Лянгуан), земли бассейна реки Янцзы (т.н. Наньян, или Юг), а также прилегающие к столице регионы Чжили и Шаньдун (т.н. Бэйян, или Север). Их правители обладали такой полнотой власти, что заслужили среди европейцев прозвище «вице-королей». Никто из этих сановников не имел прямого отношения к морю, однако следует отметить, что им удалось достичь серьезных результатов в военно-морском строительстве. В 1860 г. в Англии были заказаны первые 7 парусно-паровых корветов, а уже в 1884 г. под флагом Цинской империи ходило свыше 50 судов разных классов, более половины из которых было построено собственными силами [8, c.110]. Главными центрами военного судостроения в Китая были т.н. арсеналы – крупные казенные предприятия, основанные по инициативе
Ли Хунчжана,
Цзэн Гофаня и
Цзо Цзунтана [4, с.95]. Первым был построен Шанхайский (или Цзяннаньский) арсенал, за которым последовали предприятия в гг.Фучжоу, Гуанчжоу и Тяньцзинь. В этом списке выделялся Фучжоуский арсенал, иногда именуемый Фучжоуским адмиралтейством. Организованное отставным офицером французского флота П. Жикелем в 1866 г., это предприятие располагало современным западным оборудованием и профессиональными кадрами корабелов. На верфи трудилось более полусотни европейских специалистов, которые за 6 лет (1867-1873 гг.) не только построили 15 боевых кораблей, но и подготовили себе достойную смену из числа местных уроженцев [1, 1879, № 8, морская хроника, c. 79]. Командир русской канлодки «Соболь» лейтенант Соколов, посетивший арсенал летом 1876 г., нашел там только шестерых иностранцев. В своем рапорте офицер отметил: «По собранным мною сведениям, китайцы настолько приготовлены в техническом отношении, что могут работать без указания европейцев решительно все, что только делалось раньше в арсенале» [1, 1877, № 2, морская хроника, c. 14]. Цзяннаньский арсенал, призванный выполнять те же задачи, не уступал Фучжоускому по своим возможностям [1, 1881, № 1, морская хроника, c. 31].
Лица, причастные к китайскому флоту той эпохи, в большинстве своем сознавали значение крупнотоннажных броненосных судов. Тем не менее, недостаток средств заставлял их ограничивать свои амбиции строительством канонерских лодок. Небольшие мелкосидящие артиллерийские суда должны были играть двоякую роль: в мирное время охранять внутренние морские пути и судоходные реки Китая от многочисленных пиратов, а в случае иностранного вторжения – защищать подходы к важнейшим портам страны. В 1875 г. главный инспектор морских таможен Китая англичанин Р. Харт заинтересовал пекинский Кабинет министров (
Цзунлиямэнь) канонерскими лодками, строившимися в Великобритании по проекту Дж. Рэнделла (1833–1902) [9, c. 98]. В 1867 г. этот инженер предложил установить орудие крупного калибра на борту маленького маневренного судна с небольшой осадкой. По мысли Рэнделла, такой корабль мог успешно противостоять мощному броненосцу, держась на мелководье и оставаясь неуязвимым благодаря малым размерам [1, 1879, № 9, морская хроника, с. 56–57]. Пушечный король Уильям Армстронг и судостроитель Чарльз Митчелл профинансировали перспективный проект, а затем предложили головное судно – канонерку «Стонч» («Стойкий») – правительству Великобритании. В скором времени Королевский флот пополнился 39 судами подобного типа [9, c. 97].
Первыми китайскими судами, воплотившими конструктивные идеи Дж. Рэнделла, стали 250-тонные канонерские лодки «Фушэн» («Счастливая победа») и «Цзяньшэн» («Воздвигающая победу»). Малая осадка и невысокая скорость отвечали их назначению: суда должны были базироваться в г. Фучжоу, защищая акваторию р. Миньцзян и Фучжоуский арсенал. Обе канонерки были построены в 1875 г. в английском городе Биркенхэд, на заводе Дж. Лэрда, инженеры которого полностью заимствовали технические решения «армстронговских канонерок». Каждая из лодок была вооружена 10-дюймовым орудием [9, с. 100] Совершив удачный переход из Англии, «Фушэн» и «Цзяньшэн» прибыли к месту службы и уже 17 марта 1876 г. провели первые учебные стрельбы [1, 1876, № 10, морская хроника, с. 50]. 23 августа 1884 г. обе канонерки были потоплены французами во время сражения на Мавэйском рейде [1, 1884, № 10, морская хроника, с. 36].
Весной 1875 г. интерес к строительству канонерских лодок проявил Ли Хунчжан (1823–1901) – наместник провинции Чжили и фактический хозяин Северного Китая. Еще в начале 1870-х гг. этот сановник считал флот вспомогательным средством. Аппетиты Японии, проявлявшей все более пристальный интерес к Корее, островам Рюкю и Тайваню, заставили Ли Хунчжана изменить мнение. Находившаяся на его попечении Бэйянская (Северная) эскадра требовала значительного усиления, которое Ли намеревался провести, заказав за границей 6 крейсеров и несколько более мелких судов [8, с. 68]. Убедившись, что средств на осуществление амбициозного плана нет, Ли обратил свое внимание на канонерки. В результате, в 1875–1881 гг. по заказу Китая в Великобритании были построены 11 лодок, вошедших в историю под названием «алфавитных канонерок»
[1]. Имея водоизмещение от 340 до 500 т, эти небольшие корабли несли в носовой части по одному тяжелому орудию калибром 11–12 дюймов [6, с. 30–31]. Особую проблему представляла переброска новых судов из Англии к месту назначения. Небольшие мелкосидящие канонерки должны были совершить многомесячный переход по морям трех океанов. Первые корабли – «Альфа» и «Бета», – отплыли к берегам Китая уже 24 июня 1876 г. Ввиду опасностей предстоящего плавания лодки застраховали на сумму 30 000 ф.ст. Кроме того, снаряды главного калибра были отправлены отдельно, на борту коммерческого парохода. Вопреки всем опасениям, канонерки благополучно достигли Тяньцзиня 20 ноября того же года [9, с. 100–101]. Несмотря на успех перехода, многие морские авторитеты продолжали сомневаться в способности малых судов противостоять силе океана. Между тем к отправке в Китай были подготовлены лодки «Гамма» и «Дельта». Дабы развеять страхи, лондонская «Таймс» в марте 1877 г. опубликовала заявление бывшего командира «Альфы» Ла-Примандэ (La Primandaye): «Я решаюсь заранее утверждать, что „Гамма“ и „Дельтa“ совершенно способны, подобно своим предшественницам, держаться в море во всякую погоду с безопасностью и удобством для своей команды, имея полные запасы угля и провизии на всякую случайность» [1, 1878, № 3, неофиц. отдел, с. 29]. То же издание регулярно помещало известия о плавании судов. Так, командир «Гаммы» сообщал из Гибралтара: «…Лодка выказала чудеса остойчивости: бортовая качка была едва заметна, и палуба все время оставалась совершенно сухой… Судно держалось на воде превосходно, поднималось на больших волнах и спускалось с них совершенно легко и спокойно» [1, 1878, № 3, неофиц. отдел, c. 28].
В ходе 103-суточного совместного плавания «Гамма» и «Дельта» посетили Мальту, Суэц, Аден, остров Цейлон и Сингапур. 4 июня 1877 г. лодки благополучно прибыли в Гонконг и 25 июня на рейде Фучжоу окончательно перешли в распоряжение заказчика [9, с. 100].
В Великобритании недаром так пристально следило за переходами лодок на Дальний Восток. Дело в том, что англичане испытывали постоянные проблемы с комплектованием своих отдаленных флотских станций в Ост-Индии и Тихом океане. Строительство, переброска и содержание в азиатских водах крупных современных кораблей обходилось слишком дорого. Приходилось опираться на суда устаревших типов: даже в конце 1886 г. 12 из 19 британских кораблей в китайских морях были старыми парусно-паровыми судами, помнившими еще кампанию 1858–1860 гг. [АВПРИ, ф. 148, оп. 487, д. 1368, л. 68]. Заменять их было попросту нечем. После удачного плавания «Гаммы» и «Дельты» многие увидели средство решения проблемы колониальных морских сил в канонерках. Парламентский деятель Т. Брэсси, будущий издатель известных «Военно-морских ежегодников», 30 мая 1877 г. писал в «Таймс»: «Открытие Суэцкого канала дало возможность небольшим военным судам, вооруженным сильной артиллерией и с незначительным запасом угля, благополучно доходить до тех отдаленных морей Востока, которые имеют столь важное значение для английской торговли. Проливы Гибралтарский, Баб-Эль-Мандебский и Сингапурский, как главнейшие морские станции, которые должны быть заняты нашими войсками, в высшей степени пригодны для надлежащего пользования подобными небольшими судами» [1, 1878, № 3, неофиц. отдел, с. 30].
24 мая 1878 г., на обеде в британском консульстве в Тяньцзине, представители английского морского командования предложили Ли Хунчжану продать Королевскому флоту 4 первых «алфавитных» канонерки.
[2] «Альфа», «Бета», «Гамма» и «Дельта» могли с успехом поддержать авторитет британского флага в Гонконге и Сингапуре, однако Ли Хунчжан отказался от предложения [9, с. 101]. В последующие годы британский флот Тихого океана пополнялся главным образом канонерскими лодками. В период с 1897 по 1945 г. в водах Восточной Азии несли службу более 30 британских судов этого класса [10].
Стремление Китая создать мощный современный флот заставило другие страны Запада также принять срочные меры к усилению своего военно-морского присутствия в Тихом океане. В первую очередь это касалось России, увидевшей в «алфавитных канонерках» средство возможного нападения китайцев на слабо защищенные порты Приамурья и Приморья. 9 марта (с.ст.) 1880 г. Морское министерство секретной телеграммой уведомило главного командира портов Восточного океана о возможном разрыве с Китаем и необходимости принятия «соответствующих мер предосторожности». По Высочайшему повелению от 17 марта (с.ст.) 1880 г. начальнику отряда судов в Тихом океане контр-адмиралу А.Б. Асланбегову было предписано срочно сосредоточить вверенные силы (6 вымпелов) в Нагасаки. Для усиления отряда было решено перебросить из Пирея фрегат «Князь Пожарский», а из Кронштадта – крейсер «Генерал-Адмирал», клиперы «Пластун» и «Стрелок», крейсера «Европа», «Африка» и «Забияка». Кроме того, пароход Доброфлота «Москва» должен был доставить во Владивосток «две минные лодки». В апреле 1880 г. на совещании в Главном штабе обсуждались меры «для воспрепятствования китайским… канонерским лодкам проникать вверх по Амуру». Участники признали желательным «иметь в устье реки минные заграждения и несколько миноносок» [РГВИА, ф. 400, оп. 1, д. 625, л. 22–23]. Тревожное настроение Петербурга подогревалось дипломатическим конфликтом, который как раз в то время разгорелся между Россией и Китаем и вошел в историю под именем Кульджинского кризиса.
Убедившись в том, что китайский флот становится серьезным фактором международной политики, Ли Хунчжан счел целесообразной активную демонстрацию его мощи за границей – в первую очередь в Корее и водах российского Дальнего Востока. На это указывает тот факт, что еще до окончания строительства последних «алфавитных канонерок» консорциуму У. Армстронга и Ч. Митчелла были заказаны крейсера «Чаоюн» («Выдающийся герой») и «Янвэй» («Являющий силу»), отличавшиеся усиленным вооружением, высокой скоростью и более высокими мореходными качествами [6, с. 48–50]. Вскоре после этого германская фирма «Вулкан» в г. Штеттин получила от Ли Хунчжана заказ на постройку двух броненосцев и одного крейсера. Первый случай использования боевых судов в интересах внешней политики Пекина относится к 1882 г., когда Госдепартаменту США удалось склонить корейское правительство к заключению торгового трактата. Для наблюдения за этими переговорами в мае 1882 г. в Сеул был направлен видный китайский дипломат Ма Цзяньчжун (1844–1900), авторитет которого поддерживали «Чаоюн» и «Янвэй». В июле того же года в корейской столице началось восстание гарнизона. Мятежники, под предводительством солдата Сон Сун Гиля, захватили город, убили нескольких японцев и сожгли здание японской миссии. В Токио сразу же воспользовались этим для отправки в Корею своих войск. Китай не мог остаться в стороне от происходящего, поэтому «Чаоюн» и «Янвэй» были вновь посланы в корейский порт Инчхон (Чемульпо). Вслед за ними в Корее появился китайский армейский корпус численностью 4500 чел., в течение месяца занимавшийся зачисткой столичного округа от бунтовщиков. Даже во время Франко-китайской войны 1884–85 гг., вопреки требованиям пекинского двора, Ли Хунчжан продолжал держать свои крейсера в корейских водах, мотивируя это наличием опасности со стороны Японии [8, с. 121–122].
В октябре 1885 г. был организован Военно-морской департамент (
ямэнь) во главе с князем Чунем (1840–1891), который получил титул верховного комиссара по делам флота (
цзунли хайцзюнь шиу дачэнь). Его помощниками были назначены князь Цин (1836–1916) и Ли Хунчжан [7, с. 253]. В начале 1886 г. департамент организовал первые совместные маневры Южного (Наньянского) и Северного (Бэйянского) флотов. В августе того же года во Владивосток прибыла китайская эскадра в составе 6 вымпелов под командованием адмирала Дин Жучана (1836–1895). В отряд входили броненосцы «Динъюань» и «Чжэньюань», крейсера «Цзиюань», «Вэйюань», «Чаоюн» и «Янвэй». На пути в Россию эти корабли совершили промежуточный заход в корейский Пусан. Что касается посещения Владивостока, то оно было предпринято в связи с проводившимися переговорами по демаркации русско-китайской границы в Южно-Уссурийском крае [9, c. 21; 11]. Демарш имел эффект разорвавшейся бомбы. Популярнейший русский журнал «Нива» писал: «Владивосток посетила китайская эскадра – 2 броненосных фрегата, 2 стальных монитора и 2 полуброненосных корвета; суда все хорошо вооружены и громадных размеров; на мониторах и фрегатах устроены стальные вращательные башни, в которых стоят громадные орудия; на судах есть мины и электрическое освещение… На судах чистота и порядок» [2, с. 122]. Летом 1886 г. Приморскую область успел посетить управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А. Шестаков. Впоследствии он признался Приамурскому генерал-губернатору барону А.Н.Корфу: «Ехал я сюда с намерением все морское здесь по возможности сократить; теперь… я пришел к заключению, что нужно не сокращать здесь флот, а, напротив того, весь активный флот Балтийского моря следует перевести в Тихий океан» [5, с. 247]. В январе–феврале 1887 г. в Петербурге было созвано Особое совещание в составе министра иностранных дел, военного и морского министров, Приамурского генерал-губернатора и других чиновников. Собравшиеся отметили, что «положение дел в бассейне Тихого океана заметно изменяется в последние годы благодаря активной роли, которую стремится присвоить себе Китай». И.А.Шестаков сразу же заявил, что русская эскадра Тихого океана уступает китайскому флоту. Морской министр утверждал: «Как бы ни стояли мы выше китайцев в морском деле, но неравномерность сил наших должна ронять нас в их мнении, почему необходимо, не теряя времени, довести эскадру нашу до таких размеров, при которых она могла бы внушительно действовать…». По мнению И.А.Шестакова, эскадру Тихого океана следовало усилить переброской судов со Средиземного моря, доведя ее состав до 12 вымпелов [АВПРИ, ф. 148, оп. 487, д. 1368, л. 19об, 26–27]. Русский посланник в Пекине А.М. Кумани в письме министру иностранных дел Н.К. Гирсу от 18 февраля 1887 г. соглашался с мерами по усилению русской Тихоокеанской эскадры и советовал чаще демонстрировать Андреевский флаг в портах Северного Китая – особенно в Тяньцзине. Там флотскому командованию следовало обязательно посетить Ли Хунчжана и пригласить его отдать визит на борту русского флагмана. По мнению посла, «оказанные этому сановнику почести…польстили бы его весьма чувствительному самолюбию» [АВПРИ, ф. 148, оп. 487, д. 1368, л. 109об]
[3]³.
Под впечатлением от китайских военно-морских демонстраций, Россия не скупилась на жесты доброй воли. В конце 1880-х гг. русский флот окончательно отказался от планов использования залива Ёнхынман (порт Лазарева) в Корее. В сентябре 1886 г. русский посланник в Пекине Н.Ф. Ладыженский вел переговоры с Ли Хунчжаном, предлагая заключить соглашение о сохранении status quo на Корейском полуострове и оказать совместное давление на Англию. Дело в том, что последняя 26 апреля 1885 г. захватила порт Гамильтон на о-вах Комундо. Инициативы были благосклонно восприняты Ли Хунчжаном, однако практических результатов не имели: соглашение застряло на уровне проекта, а с англичанами китайцы справились без помощи России. В ноябре 1887 г. в состав Бэйянского флота вошли 4 новейших крейсера английской и германской постройки, сразу же предпринявшие несколько плаваний в акватории Желтого моря. Вскоре после этого британское Адмиралтейство уступило давлению Пекина и отозвало свои корабли с о-вов Комундо [3, с. 116–124].
Еще одним объектом цинской «дипломатии канонерок» была Япония. 13–15 августа 1886 г. (сразу после посещения Владивостока) отряд бэйянских кораблей нанес визит в Нагасаки. Там имел место печально знаменитый инцидент: на почве бытового конфликта китайские моряки, находившиеся в увольнении, подверглись нападению полиции и солдат. В результате было убито и ранено более 50 китайцев [9, с. 21].
В конце 1880-х гг. Ли Хунчжан разработал порядок взаимодействия Бэйянского и Наньянского флотов, вскоре утвержденный
Цзунлиямэнем. Согласно правилам, смешанные учебные отряды должны были каждый год совершать походы вдоль побережья Восточной Азии: зимой в южном, а весной – в северном направлении. При этом особо указывалось, что корабли должны посещать иностранные порты, в особенности корейские, японские и русские [8, с. 134]. В случае необходимости учебные отряды могли использоваться для поддержки китайских дипломатических миссий и защиты торговли. В декабре 1889 г. отряд судов Бэйянского флота начал свой самый длительный поход, продолжавшийся до мая 1890 г. За это время эскадра посетила Гонконг, Манилу, Сайгон и Сингапур [9, с. 90]. В 1890 г., в соответствии с новыми правилами, наньянская канонерка «Дэнъинчжоу» была впервые послана с «особой миссией» в Корею [8, с. 135]. Конец подобной практике положила Японо-китайская война 1894–95 гг., завершившаяся полным уничтожением элиты цинского военно-морского флота.
Таким образом, в период с начала 80-х до середины 90-х гг. XIX в. Китай систематически прибегал к «дипломатии канонерок», которой были свойственны следующие особенности:
- Возможности страны в данной сфере были сильно ограничены, т.к. для внешних демонстраций был фактически пригоден только один из четырех военных флотов империи, а именно Бэйянский.
- Цинская «дипломатия канонерок» не преследовала экспансионистских целей. Ее задачами были сохранение исторически сложившейся системы отношений с Кореей, защита интересов страны в отношениях с Россией и ограничение притязаний прочих западных держав.
- «Дипломатия канонерок» осуществлялась Китаем в условиях постоянной нехватки финансовых средств и ценой напряжения всех имеющихся материальных и людских ресурсов.
Несмотря на все это, цинская «дипломатия канонерок» оказалась довольно успешной. Во многом благодаря активному использованию флота Китай на целое десятилетие отсрочил потерю Кореи, а также сумел с выгодой для себя решить некоторые проблемы пограничных отношений с Россией.
Сокращения: АВПРИ – Архив внешней политики Российской империи
РГВИА – Российский государственный военно-исторический архив
Литература: 1.«Морской сборник», 1876-1884.
2. «Нива», № 48, 1886 г., разные известия.
3.
Пак Б. Новые материалы об устном соглашении Ладыженского – Ли Хунчжана 1886 г. // «Проблемы Дальнего Востока», № 5, 1999 г.
4.
Сладковский М.И. Китай и Англия. М:Наука, 1980.
5.
Унтербергер П.Ф. О современном состоянии корейского вопроса // в: Россия и Корея: некоторые страницы истории, конец XIX в. (сб.документов). М: Изд-во МГИМО, 2004.
6.
Brook P. Warships for Export: Armstrong Warships, 1867-1927. Gravesend: World Ship Society, 1999.
7. The Cambridge History of China, vol.11, part 2. Late Ch’ing, 1800-1911. Cambridge University Press, 1980.
8.
Rawlinson J.L. China’s struggle for naval development, 1839–1895. Cambridge (Massachusetts), 1967.
9.
Чэнь Юэ 陈悦. Бэйян хайцзюнь цзяньчуаньчжи 北洋海军舰船志 (Описание кораблей и судов Бэйянского флота). Цзинань, 2009.
10. Интернет-сайт
«Канонерки Королевского флота в Китае и на Дальнем Востоке» (Великобритания)
11. Интернет-сайт
«История Бэйянского флота» (КНР)
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 168-174.
- ↑ По предложению лондонского агента китайского таможенного ведомства Дж.Д.Кэмпбелла строящиеся суда обозначались буквами греческого алфавита.
- ↑ По прибытии в Китай эти суда получили названия «Лунсян» («Взлет дракона»), «Хувэй» («Мощь тигра»), «Фэйтин» («Летящий гром») и «Цэдянь» («Повелевающая молниями»).
- ↑ Совету дипломата с большим опозданием последовал контр-адмирал С.П. Тыртов, весной 1892 г. посетивший Ли Хунчжана в его тяньцзиньской резиденции.